автор: Сергей Авдеев
Сегодня решился сформулировать суть нравственности в фотографии.
Мне часто говорят, что можно было бы модель раздеть, дать ей сигарету и сделать выражение лица поразвратнее... Я всегда вежливо отказываюсь. Почему? Вот это и хочу сейчас тут написать.
По моему убеждению, вытекающему из наблюдейний в мире большАя часть произведений современного искусства занимаются романтизацией пороков. Давайте на секунду, вспомним, что такое "порок".
Порок:
Уклоненье от порядка в природе. Недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру. Склонность к худу, к дурной, неправедной жизни.
Итак, порочный человек раньше был бы или забит камнями или спился. Но сегодня, когда в мире пороки романтизируются, многие люди живут разбоем и не стесняются этого (типа, «конкретные пацаны»), девушки зарабатывают телом на жизнь («свободная любовь»), отравление ядами в несмертельных дозах стало забавой (это же «легкий коктейль»). На фоне ужасающей скуки от выполнения работ в которых работники не видят ни своего предназначения ни высоких идей, люди готовы заниматься любым делом, поднимающим их самооценку. И искусттво в руках индустриального общества позволяет с одной стороны продать подороже разные «атрибуты счастья» жаждущим, а с другой — возвышает образ беспринципного гедониста, который обменял свою совесть на времяпроводжение, увлекающее его сознание подальше от бренности бытия. Бренность он бы и сменил на проактивность (в терминологии Кови), но с этой дорожки уйти сложно... Так и пребывает он в смеси эйфории, мучительной скуки и попытки в болоте найти опору для себя — странного, непонимающего куда идет гедониста с глазами в которых лишь страх и обида на общество. Плохой образ, но он про многих. А где же тут фотограф? Фотограф тут может быть Вестником или Проституткой (не понимайте буквально пожалуйста). Первый показывает то, как СТОИТ ЖИТЬ, второй показывает то, ЧТО ХОРОШО ОПЛАЧИВАЕТСЯ теми, кто эксплуатирует (чаще всего финансово) «наркоманов порока».
Давайте задумаемся: если от шпилек высотой 11 см еще не стало никому лучше, а количество болезней спины стремительно увеличивается, то КАК они стали НАСТОЛЬКО МОДНЫЕ? Ответ один: медиа правит миром. Ковбой «Марлборо» (который кстати, на самом деле не ковбой и сигареты Марлборо не курил) недалек и от тех, кто фотографируется с обычной сигаретой. Мощность заряда разная, но и от той и от другой психологической «торпеды» сознание разрушается и таким образом, в мягких тапочках «фотоискусства» в головы людей проникает то, что ведет к порочности: потребительский образ жизни, передаваемый сообщением «делай как я».
Мой метод прост. Его подсказала мне Мария Тереза (надеюсь, слышали). Она никогда не ходила на митинги и не боролась с тем, что ей не нравилось. Она говорила: если я подброшу дров в костер вражды я дам силу самой идее. Если я и другие будем это игнорировать и заниматься тем, что даст нам истинную свободу и радость, тогда все против чего мы могли бы бороться, исчезнет без подпитки как дым.
В фотографии легко сделать ненравственное произведение искусства, которое будет эпатировать. Ему будут рукоплескать и поздравлять со «свежим взглядом в фотографии». Но скажите себе честно: если Ваше творение приумножит количество несчастных людей, будет ли оно Вас радовать?
Мне кажется что улыбка ребенка стоит больше чем тысячи жеманных поз. Любой из ликов природы лучше для меня чем фото обезображенных жертв террористов. Мне всего лишь хочется чтобы в моей душе было больше светлого, искреннего, настоящего. Поэтому я занимаюсь фотографией. Поэтому я хочу помочь другим видеть красивое.
Говорят, память нам дана для того, чтобы и зимой в душе у нас цвели розы. Так давайте сделаем так, чтобы фотографии проносили и приумножали красоту сквозь года. Это наше послание вечности. А негатив уйдет сам, когда на него не будет спроса...
Добрых фотобудней Вам!